Блог

Детенизация расчетов или пятая колонна для предпринимателя

Юрист АК «Борисенко и партнеры» Михаил Гриценко прокомментировал для журнала «Деньги» то, как будут работать законопроекты №1053-1 и №1073 на практике.

Довольно обсуждаемой темой среди предпринимателей в последнее время является принятие законопроектов №1053-1 и №1073, которые по мнению наших законодателей должны поспособствовать выводу украинского бизнеса из тени. В пояснительных записках к законопроектам инициаторы задаются целью снизить стоимость на внедрение классических РРО, упростить процедуру регистрации РРО и внедрить определенные защитные меры проведения расчетов через РРО в первую очередь для конечных потребителей.

Учитывая негласный курс нового политического истеблишмента, направленный на диджитализацию государства, эти законопроекты были вполне ожидаемы. Многие представители бизнеса уже, конечно, погрязли в конспирологических теориях вокруг этих законопроектов, но мы предлагаем не верить на слово доводам со стороны, а посмотреть на нововведения с практической точки зрения. Давайте попытаемся ответить на вопрос: «А что на практике предлагают нам нововведения относительно использования РРО?»

Что меняется в части внедрения «классического РРО»?

По сути, нововведения не меняют порядок внедрения классического РРО, который по-прежнему, будет регулироваться приказом Минфина от 14.06.2016 № 547. Вкратце, данный порядок предусматривает для предпринимателя следующие этапы внедрения РРО:

  1. Приобретение РРО (в виде кассового аппарата или фискального регистратора);
  2. Заключение договора с центром сервисного облуживания РРО (является обязательным требованием закона);
  3. Регистрация РРО в налоговой с предоставлением необходимого пакета документов (перечень документов предусматривает:
  • заявление о регистрации РРО;
  • копию паспорта РРО;
  • копию документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО;
  • копию документа об аренде или права собственности на помещение, где будет эксплуатироваться РРО;
  • копию договора предприятия с ЦСО на обслуживание и ремонт РРО;
  • копии уставных документов на предприятие (копия устава, свидетельство о регистрации, свидетельство плательщика налогов);
  • книгу учета расчетных операций и расчетные квитанции;
  1. Введение РРО в эксплуатацию опломбирование аппарата (осуществляется центром сервисного обслуживания. ВАЖНО! Справка о введение РРО в эксплуатацию подается в налоговый орган в течение 2-х дней с момента ее получения);
  2. Подключение к сети Интернет и последующее использование РРО.

Программное РРО и электронный чек: как это будет работать

Справедливости ради стоит отметить определенные преимущества для бизнеса, которые внедряются данными законопроектами. Среди этих преимуществ отдельного внимания требует появление так называемых программных РРО. Имеется в виду программное обеспечение для ряда устройств, которое по сути будет выполнять функции стандартного кассового аппарата, только его можно будет использовать на компьютерах, планшетах и, конечно же, смартфонах. Правда, его плановое внедрение намечено на 2021 год, но всем желающем налоговая служба может предоставить тестовую версию программного обеспечения уже с 01 января 2020 года.

Что касается программного РРО, то учитывая положения законопроектов следует отметить определенное упрощение жизни предпринимателям. Так, например, программное обеспечение, которое должно предоставляться налоговой службой бесплатно, может быть установлено практически на любой девайс, а его регистрация должна происходить напрямую предпринимателем через «кабинет плательщика» налоговой службы максимально исключая возможность «вклиниться» ненужным посредникам. При этом, главным требованием для использования программного РРО является беспрерывный доступ устройства к сети Интернет. Однако и здесь есть определенная «поблажка» в виде работы РРО в режиме оффлайн до 36 часов.

Внедряются также электронные чеки, которые, по сути, являются электронной альтернативой стандартным бумажным фискальным чекам. Программные РРО будут выдавать электронные чеки и передавать информацию по каждой операции на сервер налоговой службы и отобразится в соответствующем программном РРО. Покупатель сможет его получить через мессенджер или же через QR-код. Кроме того, использование программного РРО избавит бизнес от необходимости хранить бумажные фискальные чеки в течение трех лет, поскольку электронные чеки формируются непосредственно на серверах налоговой службы.

Главной изюминкой конечно же остается выбор необходимого для бизнеса РРО. Этот выбор решили оставить за предпринимателем, который уже сам будет решать, какой вид РРО ему удобнее использовать в своей деятельности.

Для кого использование РРО станет обязательным

С 01 октября 2020 года в обязательном порядке РРО должны будут использовать ФЛП 2-4 групп, которые осуществляют:

  • реализацию товаров/услуг через Интернет;
  • реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;
  • торговлю ювелирными изделиями и бытовых изделий из драгоценных металлов;
  • торговлю подержанными товарами;
  • деятельность в сфере ресторанного бизнеса;
  • деятельность турагентств и туроператоров
  • деятельность гостиниц, хостелов и подобные места временного размещения;
  • продажа текстиля, производство оборудования для ТС.

При этом расходные документы должны храниться в месте продажи на все продающиеся товары, которые находятся в месте продажи, и по требованию контролирующего органа должны сразу быть предоставлены для проверки в случае ее проведения.

Однако, ФЛП 1 группы, физ. лица, которые занимаются продажей собственных вещей (напр. овощей со своего огорода), а также ФЛП 2 группы, которые не могут похвастаться годовой прибылью более 1 млн. гривен (за исключением перечисленных выше) не обязаны пользоваться РРО.

В то же время, с 01 января 2021 года классический РРО или программный РРО должны будут использовать все плательщики единого налога 2-4 групп независимо от вида деятельности, который они занимаются. В тоже время подымается также максимальный порог годового дохода для ФЛП 2 группы до отметки в 2,5 млн. гривен.

Штрафы за нарушения при использовании РРО

Касательно ответственности за несоблюдение новых правил следует отметить, что усиливаются штрафы за следующие нарушения:

за проведение расчетной операции через РРО или программный РРО на неполную сумму стоимости проданных товаров или не проведение расчетной операции вообще, несоответствие остатка средств в кассе на сумму более 10% размера минимальной заработной платы, влечет за собой ответственность:

— 100% от суммы нарушения для первого раза после 01 октября 2020 года (размер штрафа до 01 октября 2020 года 10% от суммы нарушения);

— 150% за каждое повторное нарушение после 01 октября 2020 года (размер штрафа до 01 октября 2020 года 50% от суммы нарушения);

некорректное применение или неприменение КУРО и РК:

— 50 НМДГ (ранее было 20 НМДГ)

нарушение составления фискального чека или искажения данных в нем:

— 30 НМДГ (ранее было 10 НМДГ)

нарушение порядка программирования товаров в РРО:

— 5 НМДГ, за нарушение программирования неподакцизных товаров или услуг в части их наименования, цены и количественного учета (ранее не применялось)

— 300 НМДГ за нарушения программирования подакцизным товарам (ранее было 5 НМДГ)

нарушение порядка использования прибыльных / расходных кассовых ордеров в кассах предприятий:

— 20 НМДГ (ранее было 10 НМДГ)

применения контрольно-кассовых машин с конструкционными изменениями:

— 300 НМДГ (ранее было 100 НМДГ)

нарушение порядка представления отчетности по РРО и копий фискальных отчетов:

— 30 НМДГ (ранее было 10 НМДГ).

Как будет работать «кэшбэк» при реализации товаров без чека

Ну и под конец, к самому интересному – процедуре так называемого «кэшбэка». Данная концепция довольно простая и вводиться в силу с 1 октября 2020 года. Учитывая, что с внедрением новых законов налоговая служба имеет прямой доступ к фискальным чекам, то проверка предпринимателей, которые игнорируют правила пользования РРО, упрощается максимально. Суть заключается в следующем. Покупатель, который совершил покупку на сумму свыше 850 грн. и получил чек, имеет возможность проверить такой чек на «аутентичность». Если окажется, что расчетный документ в электронной форме не передан контролирующим органам, как того требует закон, то покупатель вправе написать жалобу, на основании которой налоговой службой может быть назначена соответствующая проверка. А если по результатам проверки станет ясно, что продавец нарушил порядок проведения расчетных операций через РРО, то его оштрафуют в размере, указанном выше, а покупатель может претендовать на 100% возврат стоимости приобретенных товаров или услуг.

Конечно, любые законодательные нововведения становятся предметом оживленных дискуссий. И в данном вопросе действительно есть о чем дискутировать. В то же время, не смотря на всю «непривычность» предложенных государством мер фискального учета определенные преимущества для бизнеса и государства в новых законах все же есть. Но, конечно, последнее слова так или иначе останется за предпринимателями.

Оставьте ответ