Блог

FAQ по проверкам инспекции по труду

В последнее время наших клиентов взволновала повышенная активность Государственной службы по вопросам труда (для удобства далее – «Гоструда») в части проведения проверок. Учитывая возникшие опасения, мы решили ответить на 10 наиболее часто задаваемых нам вопросов. Итак, без лишних слов.

Вопрос №1. Действует ли сейчас (2019 г.) мораторий на проверки бизнеса и распространяется ли он на проверки Гоструда?

Не действует. В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О временных особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» мораторий был установлен до 31 декабря 2018 года на проведение плановых мер государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности. Дополнительно следует отметить, что данный запрет вообще не распространялся на проверки Гоструда, поэтому с пришедшими инспекторами Гоструда тему моратория точно можно не поднимать.

Вопрос №2. Какие виды проверок проводит инспекция Гоструда?

Инспекторы Гоструда имеют право проводить два вида проверок – плановую и внеплановую. Отличие плановой проверки от внеплановой состоит в том, что в первом случае проверка проводятся с периодичностью, определяемой в соответствии с критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, а во втором случае проверка происходит на основании информации о фактах нарушения законодательства о труде, которая может поступать, например, от недовольного сотрудника либо же от других государственных органов.

Также существует две формы проверок:

  • инспекционное посещение (т.е. фактически выездная проверка);
  • невыездное инспектирование (аналогично камеральной проверке, т.е. без выезда на объект).

И инспекционное посещение, и невыездное инспектирование могут быть проведены как в плановом, так и во внеплановом режиме.

Вопрос №3. Имеет ли право инспекция по труду самостоятельно зайти в принадлежащее мне помещение и начать проверку?

Нет, не имеет. Существует конкретный порядок проведения проверки, которым руководствуется инспекция. Данный порядок не предусматривает «силовое вторжение» на предприятие, а потому выламывать дверь никто не будет. Однако, за недопуск проверяющего на предприятие предусматривается штраф в размере от 12 519 грн. до 417 300 грн. в зависимости от оснований проверки. Но об этом ниже.

Следует также обратить внимание на то, что штраф предусмотрен за необоснованный недопуск. Для вашего удобства мы составили список обоснованных причин не допускать проверяющих на предприятие:

  • Проверка осуществляется с нарушением требований относительно периодичности. Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска хозяйственной деятельности предприятия. Соответствующая степень риска определяется на основании утвержденных критериев. Существуют субъекты высокой, средней и незначительной степени риска. Для первых плановые проверки можно проводить не чаще одного раза в два года, для вторых — не чаще одного раза в три года, и для остальных — не чаще одного раза в пять лет.
  • Должностное лицо Гоструда не предоставило копии необходимых документов по проверке или предоставленные документы не соответствуют закону. Сюда относится, в частности, служебное удостоверение самого должностного лица.
  • Предприятие не получило уведомление о проведении плановой проверки. Об этом детальнее в ответе на вопрос №6.
  • Инспектор Гоструда не внес запись о проведении проверки в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала). Стоит отметить, что ведение такого журнала не является обязательным, однако мы настоятельно рекомендуем предпринимателям его завести. Это не так сложно — достаточно купить бланк в ближайшем магазине канцтоваров и заполнить его. Регистрировать такой журнал в государственных органах не требуется.
  • Продолжительность проверки превышает предельную. Больше информации в ответе на вопрос №5.
  • Осуществление повторной проверки по тому же факту, который был основанием для внеплановой проверки.

Вопрос №4. Может ли инспекция по труду прийти с проверкой «просто так» или нужны какие-то основания?

Как и представители любых других государственных органов, инспекторы Гоструда обязаны действовать исключительно в рамках законодательства. Законодательство в свою очередь устанавливает основания, без которых проведение проверки считается незаконным.

Поэтому «просто так» инспекторы осуществлять проверку не могут. Вот список исчерпывающих оснований для проведения проверки:

1) по обращению работника предприятия о нарушении законодательства о труде на этом же предприятии;

2) по обращению физ. лица, в отношении которого были нарушены правила трудового оформления;

3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации и других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;

4) по решению суда или по сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;

5) по сообщению сотрудников других проверяющих органов о выявленных ими в ходе выполнения своих полномочий признаков нарушения законодательства о труде;

6) по информации Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности предприятия по выплате работникам заработной платы;

7) по информации ДФС и ее территориальных органов о:

— несоответствии количества работников у работодателя объемам производства по отношению к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;

— фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;

— фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;

— работодателях, имеющих задолженность по уплате ЕСВ;

8) по информации Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о:

— работодателях, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;

— работодателях, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;

— работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20% и более;

— работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;

— работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (имеется в виду отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины «Об отпусках»);

— работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;

— работодателях, у которых больше 30% работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;

— работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение более чем на 10%;

9) по информации профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Как видите, список довольно обширный, да и найти подходящее для Гоструда не составит особой сложности.

Вопрос №5. Как долго может длится проверка?

Продолжительность инспекционного посещения и невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней, для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства — двух рабочих дней. Продление срока проведения проверки не допускается.

Напоминаем, что:

  • Субъектами микропредпринимательства являются ФЛП и юр. лица, у которых средняя численность работников за календарный год не превышает 10 человек и годовой доход от осуществляемой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
  • Субъектами малого предпринимательства являются ФЛП и юр. лица, у которых средняя численность работников за календарный год не превышает 50 человек и годовой доход от осуществляемой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.

Вопрос №6. Должна ли инспекция по труду предупреждать о проверках заранее?

И да, и нет. Согласно закону предприятие должно быть письменно сообщено о проведении проверки не позднее чем за десять дней. Сообщение должно быть направлено заказным письмом и / или с помощью электронного почтовой связи или быть вручено лично под расписку руководителю или уполномоченному лицу. В сообщении должна указываться дата начала и окончания проверки, наименование предприятия, которое проверяется и наименование органа контроля.

Но, конечно же, есть нюанс. О проведении проверки по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор Гоструда может не сообщать, если он сочтет, что такое сообщение может нанести ущерб объективным результатам проверки.

Таким образом, инспектор Гоструда имеет возможность сделать работодателю «сюрприз» и вообще не сообщить о начале проверки, сославшись на то, что этим может быть нанесен ущерб результатам проверки и, к сожалению, будет в этом случае прав.

Вопрос №7. Что имеет право проверять инспекция по труду?

Инспектор во время проверки имеет право проверять любые книги, реестры и документы, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, и которые могут содержать сведения по вопросам, которые являются причиной проведения проверки. Также инспектор имеет право получить заверенные проверяемым копии или выписки таких документов.

Помимо этого, инспектор может один или в присутствии свидетелей задавать руководителю или работникам предприятия вопросы, касающиеся законодательства о труде, на которые сотрудники предприятия должны предоставить устные или письменные объяснения.

Также инспектор в праве рассчитывать на предоставление ему рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками в рамках проведения проверки.

Обращаем ваше внимание на то, что инспектор может фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники.

Вопрос №8. Если у меня есть заявления на стажировку от сотрудников, которые не оформлены официально, спасет ли это меня от штрафов?

Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться чуть глубже.

В первую очередь, необходимо понимать, что законодательством Украины предусмотрено всего 2 вида стажировок:

  • Для студентов, достигших низшего квалификационного уровня (напр. бакалавр, младший специалист) в рамках профессии, которой они обучаются в образовательных учреждениях, и продолжают обучение, при чем стажировка должна проходить в свободное от учебы время и не дольше 6 месяцев в общем;
  • Для лиц с официальным статусом «безработного» в случаях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Во всех остальных случаях сотрудник должен быть официально оформленным на предприятии по трудовому договору.

Тем не менее одного заявления на стажировку мало, нужны дополнительные меры:

  • Для студентов одновременно с заключением договора о стажировке руководитель предприятия утверждает индивидуальную программу стажировки и выдает приказ о прохождении стажировки, в котором указываются сроки и место его прохождения (структурное подразделение), специальность (квалификация) или профессия (квалификационный уровень) стажера, режим стажировки, а также руководитель стажировки;
  • Для безработных стажировка может быть организовано при наличии соответствующего договора между работодателем, претендентом на должность (безработным) и государственным центром занятости.

Нужно также понимать, что бесплатная стажировка не предусмотрена законодательством о труде в принципе, поэтому стажеру нужно платить.

Если подвести итого, то если предприниматель не представил в ходе проверки договор о профессиональном обучении наемного работника, приказ об организации стажировки, программу стажировки, любые другие документы, подтверждающие урегулирование отношений между работодателем и стажером в соответствии с требованиями Закона № 5067, то фактически предприниматель не имел права допускать к работе стажера без заключения с ним договора и без оплаты его труда. В этом случае, предприниматель нарушил требования трудового законодательства и понесет за это наказание.

Вопрос №9. К какой ответственности может привлечь меня и мое предприятие инспекция по труду?

За нарушение законодательства о труде предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Текущая политика государства направлена на выведение бизнеса из тени, поэтому штрафы немаленькие. Например, за допуск сотрудника к работе без трудового договора штраф составляет 125 190 грн. А за необоснованный недопуск проверяющих к проверке – 12 519 грн. А вот если не допускать сотрудников Гоструда к проверке, которая нацелена на установление фактов использования неоформленной рабочей силы, то тут готовьтесь встретиться со штрафом 417 300 грн. И это только основные моменты.

С полным списком нарушений и соответствующих штрафов по состоянию на 2019 год вы можете ознакомиться самостоятельно на официальных интернет-страницах Гоструда. Наиболее детально, по нашему мнению, указанный список проработало Тернопольское подразделение Гоструда http://te.dsp.gov.ua.

Вопрос №10. Куда можно обжаловать штрафы инспекции по труду и в какие сроки?

Для того чтобы обжаловать результаты проверки, нужно понимать, что именно они собой представляют. По результатам проверки инспектором в любом случае составляется акт о проведенной проверке. В случае выявления нарушений законодательства о труде, выносится предписание об их устранении. А в случае наложения штрафа на субъект хозяйствования, то помимо всего прочего выноситься соответствующее постановление.

Акт это документ, в котором содержится фиксация обстоятельств проведения проверки от “А” до “Я”, т.е. как, когда, кем и т.д. Обжалованию он не подлежит.

Другое дело предписание. Оно является обязательным для выполнения в определенные сроки письменным требованием инспектора Гоструда об устранении нарушений законодательства о труде. Именно предписание подлежит обжалованию.

Предписание инспектора Гоструда может быть обжаловано в течение 10 дней с даты его получения. Жалобу в данном случае следует направить на имя руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда, который проводил проверку. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение руководителя или его заместителя.

В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда, такое решение может быть обжаловано уже руководителю или заместителю руководителя всеукраинского Гоструда.

Жалоба, направленная в подразделения Гоструда, рассматривается в 30-дневный срок со дня ее поступления.

Подача в указанный срок (10 дней) жалобы временно прекращает исполнение предписания, что по сути означает отсрочку на выполнение указанных в предписании требований сроком вплоть до 40 дней.

В отличие от предписания, постановление о наложении штрафа может быть обжаловано исключительно в судебном порядке. И самое важное – на время судебного обжалования постановление сохраняет свое действие, что означает, что Гоструда может обратиться в исполнительную службу за принудительным взысканием штрафа даже во время судебных разбирательств. Но и здесь существует выход – это получение определения суда о приостановлении принудительного взыскания до вступления в силу решения суда по делу.

От себя добавим, что любая проверка предприятия — это проверка на стрессоустойчивость даже для самых закаленных предпринимателей. Эти меры государственного контроля полны тонкостей и нюансов, которые следует изучать в динамике. Поэтому, для экономии собственного времени и прочих ресурсов, мы рекомендуем поручить обжалование результатов проверок квалифицированным специалистам Адвокатской компании «Борисенко и партнеры».

Подготовил юрист АК «Борисенко и партнеры» Михаил Гриценко

Оставьте ответ