Блог

Как ликвидировать предприятие: порядок действий и особенности процедуры в 2019.

Как ликвидировать предприятие?

Ликвидация юридического лица – дело не из простых. Фактическое прекращение деятельности субъекта хозяйствования может быть результатом как добровольного решения, так и осуществляться в принудительном порядке по решению суда.

Как ликвидировать предприятие?

В этой статье мы ознакомим читателей с наиболее распространённой причиной прекращения предприятия – по решению основателей такого юридического лица, документально оформленного протоколом. Очевидно, что в условиях экстенсивного развития рынка товаров и услуг определенному проценту предпринимателей их деятельность «выливается» в убыток. Не выдерживая конкуренции, такие предприятия бывают вынуждены принять решение о прекращении предпринимательской деятельности. Этот документ и является своеобразным «стартом» процедуры ликвидации.

В общем и целом, прекращение предприятия можно условно поделить на такие этапы (для примера используем такую организационно-правовую форму как общества с ограниченной ответственностью):

  1. Принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности на общем собрании участников.

Отдельно обращаем внимание, что определяющим моментом является легитимность собрания, а именно присутствие участников, которые владеют не менее, чем 50% голосов. Казалось бы, очевидное условие, однако на сегодняшний день хозяйственные суды переполнены делами о признании решения общего собрания общества недействительным по причине отсутствия кворума.

  1. Оформление принятого решения о прекращении юрлица.

    По результатам общего собрания составляется протокол, где кроме самого решения документально закрепляется следующая информация:

  • назначение ликвидатора или состава ликвидационной комиссии предприятия, определение круга полномочий такого органа и его местоположения;
  • срок процедуры ликвидации предприятия;
  • порядок проведения ликвидационной процедуры;
  • срок предъявления кредиторами своих требований.
  1. Внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и гражданских формирований.

Грамотно оформленный протокол с соответствующим решением, который содержит все вышеперечисленные пункты, является ключевым документом для всей процедуры ликвидации. Его необходимо подать государственному регистратору. Именно регистратор вносит данные в Единый реестр, после чего предприятие официально находится «в процессе прекращения».

  1. Уведомление государственных органов о начале процедуры прекращения предпринимательской деятельности.

Данный пункт не требует никаких действий со стороны уполномоченных лиц предприятия и предоставления иных документов – информация о начале процедуры ликвидации передается в соответствующие органы государственным регистратором не позже следующего рабочего дня после подачи решения регистратору и внесения записи о прекращении в ЕГР. Уведомляются налоговые органы, Госкомстат и Пенсионный фонд.

  1. Обнародование информации о прекращении предпринимательской деятельности с указанием всех необходимых сведений

    – само решение о ликвидации, состав комиссии по ликвидации, срок ликвидационной процедуры для заявления кредиторами своих требований, которые указаны в таком решении. Эта информация находится в свободном доступе на сайте Министерства юстиции Украины, а именно — в ЕГР. С такими документами можно ознакомиться в онлайн-

    режиме. Сведения о прекращении деятельности субъектами предпринимательства обновляются ежедневно.

Данный пункт также выполняется субъектами государственной регистрации и от «закрывающегося» юридического лица не зависит.

  1. Наиболее ответственный этап процедуры ликвидации – прекращение взаимодействия с налоговыми органами.

Исключительная важность данного пункта в том, что без проведения налоговой проверки и получения справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей, ликвидацию предприятия нельзя считать завершенной.

Как ликвидировать предприятие?

Соблюдение сроков налоговыми органами касаемо проверок – вопрос сомнительный, поэтому здесь мы укажем те сроки проведения внеплановых налоговых проверок, которые закреплены законодательством, а именно пунктом 82.2 статьи 82 Налогового кодекса Украины:

  • 15 рабочих дней для крупных плательщиков налогов с возможностью продолжения до 10 рабочих дней;
  • 5 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства, кроме того такие юридические лица могут проверяться налоговой еще 2 рабочих дня «сверху»;
  • 3 рабочих дня для физических лиц-предпринимателей, которые не использовали наемных работников;
  • 10 рабочих дней для других плательщиков налогов.

Как известно, теория часто разнится с практикой – ликвидационная процедура может затянуться как раз по причине участия в этом процессе налоговых органов.

  1. Проверка Пенсионным фондом

    – проводиться одновременно с внеплановой налоговой проверкой. Срок действия справки ПФ – один месяц. Соответственно, ликвидирующемуся субъекту предпринимательской деятельности было бы удобнее «покончить» с налоговой в этот же срок.

  2. Закрытие банковских счетов.

Следует оставить лишь один расчетный счет – ликвидационный, посредством которого и проводятся расчеты с кредиторами.

  1. Внесение записи о прекращении предпринимательской деятельности в ЕГР.

После получения справок из налоговой и Пенсионного фонда снова следует обращение к государственному регистратору. На основании всех необходимых документов вносится запись в Единый государственный реестр о прекращении юридического лица.

С момента внесения этой информации предприятие официально является ликвидированным.

Как видно из такой краткой пошаговой инструкции, закрытие предпринимательской деятельности вполне посильный труд.

Но все же, прекращение субъекта хозяйствования требует четкого и слаженного взаимодействия с различными государственными органами, что всегда очень трудоемко и энергозатратно, поэтому рекомендуем Вам обращаться к профессионалам из Адвокатской компании “Борисенко и партнеры”.

Оставьте ответ