Блог

Есть ли у моратория на землю будущее?

        22 августа 2018 года стало действительным решение, которое было постановлено Европейским судом по правам человека по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины». Предметом рассмотрения по этому делу являлась, как вы уже догадались, возможность свободного распоряжения землевладельцами своим главным активом. Но, прежде чем погружаться в суть самого решения, давайте вспомним как же начиналась история «временного» моратория на куплю-продажу земельных участков в Украине.

Незадолго после распада Советского Союза, земельный вопрос стал довольно остро, особенно для существовавших на тот момент колхозов. С целью сохранить текущее положение вещей 18-го января 2001 года украинский парламент принял закон №. 2242-III. Этим актом государство установило запрет на передачу земель тем или иным способом до принятия нового Земельного кодекса. Однако, закон предусматривал и исключения, например, наследование, а также изъятие земли для государственных потребностей. Такая ситуация продолжалась вплоть до 1-го января 2002 года, когда вступил в силу новый на тот момент Земельный кодекс Украины.

Одно из последних положений принятого Земельного кодекса устанавливало запрет на передачу обычными людьми и негосударственными субъектами прав собственности на 2 категории земель до 1-го января 2005 года. К этим категориям относятся:

  1. Земельные участки, которые предназначаются для личных нужд фермеров или непосредственно для торговых нужд сельскохозяйственных предприятий и производств.
  2. Части таких земельных участков (так называемые «паи»).

От упомянутого запрета были освобождены своп-сделки, передача земель по наследству и изъятие земель для государственных нужд. Запрет, который впоследствии неоднократно продлевался и изменялся, закрепился в Украине под названием «мораторий на землю».

Необходимость отмены моратория неоднократно становилась центром пиар-кампании практически каждого второго идущего на выборы политика. Впоследствии, сам вопрос снятия моратория неоднократно растворялся в воздухе на фоне более резонансных событий и более весомых потребностей общества. Следует отметить, что Международный валютный фонд в своем меморандуме, опубликованном 2 марта 2017 года, впервые со стороны международного сообщества вынес вопрос об отмене моратория на первый план. Но, к сожалению, как внутренние, так и внешние усилия по отмене моратория на продажу земли долгое время заканчивались ничем – мораторий продолжали снова и снова.

Впрочем, правила игры могут в скором времени резко поменяться, ведь 22 мая 2018 года увидело свет решение ЕСПЧ, которое прямым образом затрагивает вопрос законности государственного запрета на передачу земель. В этом решении суд констатировал, что мораторий является нарушением прав человека, которое гарантируется статьей 1 Европейской конвенции по правам человека.

Почему это важно? Благодаря Закону Украины «Об исполнении решений и применении практики ЕСПЧ» решения ЕСПЧ становятся источником украинского права, разумеется, после того как вступят в силу. А это означает что, начиная с 22 августа 2018 украинские землевладельцы, которых не устраивает ограничение их прав из-за запрета, могут теперь требовать свое законное вознаграждение у государства за нарушенные им права человека и гражданина, делая при этом отсылку на вполне обоснованный вывод европейского суда.

Таким образом, каждый иск в ЕСПЧ, который будет подан в течение последующих лет будет создавать дополнительное давление на украинскую власть, в первую очередь нанося удар по самому больному месту – по казне, а такая мотивация может значительно ускорить вопрос снятия моратория на землю.

 

Оставьте ответ