+38 (050) 200 25 25
Украина, г. Днепр, ул. В. Вернадского, 27

Блог

Почему могут вырасти цены на технику в ближайшее время?

Анастасия Заднипряная, юрист Адвокатской компании «Борисенко и партнеры» дала комментарий для журнала «Фокус» о возможном введении дополнительной налоговой нагрузки на смартфоны, планшеты, телевизоры, карты памяти, бумагу и т.д. в связи с внесением изменений в закон «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав», которые предусмотрены в принятом 16 июня законопроекте №3377.

1. Как, когда и на каких правовых основаниях может заработать механизм взимания повышенного сбора с продажи техники (смартфонов, телевизоров и т.д.) и офисной бумаги?

На протяжении всех лет независимости Украина не имела правого механизма, который бы обеспечил авторам, композиторам, исполнителям и другим создателям достойное вознаграждение за их творческую интеллектуальную деятельность.

Чтобы решить эту проблему и приблизить законодательство Украины к европейским стандартам, в 2018 году был принят закон «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав».

Суть реформы заключается в том, что сбором, распределением и выплатой вознаграждения авторам и создателям отныне занимаются так называемые организации коллективного управления (ОКУ), которые создаются самими авторами и исполнителями произведений. Этим организациям авторы должны передать соответствующие полномочия.

Теперь ОКУ от имени авторов произведений могут заключать договоры с пользователями, согласовывать размер вознаграждения (роялти), собирать, распределять и выплачивать собранное вознаграждение. Именно они обеспечат защиту прав интеллектуальной собственности музыкантов, писателей, художников и других творческих людей.

Сам механизм, которым авторское вознаграждение закладывается в стоимость бытовой техники и бумаги, был введен еще законом 2018 года. Законопроектом же, который был принят 16 июня этого года, регламентирован порядок установления размера сбора для каждого вида техники, чем открыт путь для практического внедрения этих правил.

Следует отметить, что окончательный текст закона от 16 июня на данный момент отсутствует, поскольку он еще не подписан Президентом Украины и не опубликован.

При этом, Минэкономразвития уже разрешило двум частным организациям коллективного управления взимать этот сбор (приказы Минэкономразвития №267 и №268). Импортёрам и ОКУ осталось согласовать размер тарифа, но переговоры по этому вопросу заморожены до окончания карантина.

2. Какой логикой руководствовались представители власти, принимая подобное решение? Насколько адекватен предложенный механизм современным украинским реалиям?

Законодатель и ОКУ обосновывают введение сбора тем, что пользователи загружают на смартфон или телевизор, например, фильмы и бесплатно их смотрят, делятся с другими пользователями. Из-за такой практики страдают производители контента. Причем контролировать загрузку такого контента и монетизировать ее правообладатели объективно не могут. Поэтому, по мнению законодателя, для предоставления вознаграждения правообладателям сбор за частное копирование уже должен быть включён в стоимость техники, которая импортируется. После чего импортёр будет выплачивать этот сбор ОКУ, которые, в свою очередь, будут выплачивать вознаграждения авторам.

Насколько это справедливо – вопрос риторический, так как в украинских реалиях потребитель будет платить за гипотетическую возможность того, что он поделится с кем-то контентом.

При этом потребителям, которые и так не используют пиратский контент, а покупают электронные книги или слушают музыку через платные подписки придётся платить дважды – при покупке техники и при покупке такой подписки или книги.

3. Какие тарифы могут установить на товары, подпадающие под действие закона? Как это повлияет на розничные цены на соответствующие товары?

ОКУ предлагают установить тарифы на уровне от 0,44% до 3,01%, в зависимости от группы товара, но переговоры ещё ведутся. Тариф будет включён в стоимость товара, таким образом нагрузка ложится на потребителя, а не на импортёра товара.

Справедливости ради, нужно отметить, что тарифы устанавливаются не на розничную цену товара, а на цену при импорте, которая указана во внешнеэкономическом контракте или на цену, которая указана в договоре купли-продажи или поставки товаров, если речь идёт об украинском производстве. Таким образом, чтобы спрогнозировать как возрастут цены на соответствующие товары, прибавлять указанные проценты к розничной цене товара не совсем корректно, так как существует ещё наценка магазинов, которые продают товары конечному потребителю.

4. Каким может быть предположительный объем сборов с продажи смартфонов и т.п. за один год? Кто будет распоряжаться этими средствами и на какие цели их могут использовать?

Распоряжаться средствами, полученными от сбора, будут две аккредитованные Минэкономразвития частные организации — «Всеукраинское агентство авторских прав» и «Украинский музыкальный альянс». До 20% от этих сборов будет идти на администрирование, остальное — выплачиваться правообладателям. При этом процедура распределения этих средств между правообладателями достаточно размыта.

5. Как на возможное введение сборов с техники отреагирует украинский рынок?

Сегодня на возможное введение сборов негативно реагируют не только импортёры техники, но и, как ни странно, правообладатели, о чем свидетельствует тот факт, что они оспаривают аккредитацию организаций коллективного управления. Основной аргумент Европейской-бизнес ассоциации, которая отстаивает интересы импортёров, в том, что введение сбора даст ещё больше преимуществ нелегальным продавцам техники.

Более детально читайте на сайте журнала «Фокус».

Оставьте ответ