ПРОВЕРКИ БИЗНЕСА

Помогаем предприятиям при проверках контролирующих органов

Помогаем предприятиям при проверках контролирующих органов

Сопровождение проверок бизнеса в Днепре

На сегодняшний день в Украине предпринимательство остается под бдительным присмотром всевозможных проверяющих государственных органов. И стоит отметить, что даже полная уверенность в «чистоте» своего дела не гарантирует спокойного прохождения проверки. Беря во внимание перманентное реформирование как самих государственных органов, так и изменение объема полномочий каждого из них, без квалифицированной юридической помощи велик шанс растеряться перед лицом даже плановых проверок.

И результатом подобной растерянности может стать наложение отнюдь немаленьких штрафов, которые не только не вписываются в финансовое планирование бизнеса, но и существенно выбивают почву из-под «ног» предприятия.

В контексте плановых проверок не очень корректно «работает» пословица «Предупрежден – значит вооружен». Ведь помочь качественно и профессионально «вооружиться» к такому действу как «проверка контролирующего органа» могут только профильные юристы. При том, сопровождение проверок компании внутренними юристами не всегда является достаточным для полного спокойствия ее собственников и руководителей.

 

АК «Борисенко и партнеры» оказывает юридическую помощь в сопровождении проверок контролирующих государственных органов в Днепре и других городах Украины. Мы оказываем юридические услуги базируюсь не только на доскональном знании законодательства, но и на многолетнем опыте каждого из наших юристов и адвокатов в сопровождении проверок.

Очевидно, что основополагающий фактор для визита того или иного проверяющего органа — вид деятельности компании. Стоит отметить, что одна и та же сфера деятельности регулируется многочисленными законами и подзаконными нормативными актами, которые принимаются, отменяются и изменяются практически так же часто, как меняется курс валют. Поэтому, мы настоятельно рекомендуем каждому предпринимателю, независимо от масштабов его дела, быть досконально ознакомленным со списком проверяющих, которые могут зайти «в гости». Специалисты нашей компании могут предоставить полную юридическую консультацию относительно деятельности предприятия с нормативно-правовой точки зрения.

 

Общей законодательной базой для проведения любых видов контроля/надзора является Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877). Так, в нем определены основные «элементы» проверок государственных органов в Украине:

  • общие требования к проведению проверок, которые являются must-have к запоминанию для предпринимателей, ведь одно нарушение со стороны проверяющих, которое прошло незамеченным для представителя юридического лица, может дорого обойтись бизнесу;
  • виды и периодичность проверок – как уже общеизвестно, проверки бывают плановые и внеплановые, частота плановых проверок зависит от степени риска от ведения предприятием его деятельности; так, субъекты хозяйствования с незначительным риском планово проверяются государственными органами не чаще одного раза в 5 лет, «средние» — не чаще одного раза в 3 года, а бизнес с высокими рисками, в свою очередь, проверяется не чаще одного раза в 2 года.
  • сроки проведения проверки: субъекты малого и среднего бизнеса могут проверяться в течении не более 5 рабочих дней, крупный бизнес – 10 рабочих дней.

Планы-графики проверок на будущий год утверждаются большинством проверяющих органов в срок до 1 декабря текущего года. Но не стоит упускать из внимания возможность внеплановой проверки, исчерпывающий перечень оснований для которой также прописан в данном Законе.

Конкретный объем прав и полномочий проверяющих, а также требования к проведению того или иного вида проверки досконально знают юристы и адвокаты нашей компании. Кроме того, каждый специалист из нашей команды АК «Борисенко и партнеры» может применять свои знания непосредственно на практике без предварительной на то подготовки. Напоминаем, что наша «горячая линия» всегда доступна для звонков и оперативной юридической помощи, ведь внеплановые проверки предприятий в Украине – явление далеко не редкое. И учитывая «внезапность» появления проверяющих, риск «наломать дров» возрастает в разы.

 

Здесь мы кратко опишем «поле работ» тех проверяющих органов, которые «на слуху» у каждого предпринимателя.

  1. Государственная служба Украины по вопросам труда

На сегодняшний день инспекция по труду (как этот орган называют «по старинке») является чуть ли не главной «грозой» всего бизнеса в Украине. И это вполне обоснованно – штрафы трудовой инспекции, которые накладываются постановлениями этого органа, очень значительны и часто неправомерны, что подтверждается судебной практикой. Как следствие — «залежи» исков юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в административных судах об отмене постановлений трудовой инспекции.

14 мая 2019 года решением административного суда отменено постановление Кабинета Министров Украины №295 от 26 апреля 2017 года, которым был утвержден порядок контроля/надзора за соблюдением законодательства о труде. Это означает, что инспекционные посещения предприятий инспекторами по труду признаны незаконными. На сегодняшний день контроль бизнеса трудовой инспекцией осуществляется исключительно на нормах «общего» Закона Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», о котором мы упоминали выше.

Хотя инспекционных посещений опасаться на данный момент не стоит, Гоструда может «порадовать» своим вниманием в виде все той же плановой/внеплановой проверки, основываясь на нормах вышеупомянутого Закона. К слову, этот нормативный документ принят более 10 лет назад. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать по крайней мере инициирования процесса подготовки профильного Закона, который будет регулировать деятельность инспекции по труду.

Ну а пока субъектам предпринимательства все так же необходимо быть «начеку». Сопровождение проверки трудовой инспекции профессиональными юристами и адвокатами АК «Борисенко и партнеры» – это залог спокойного ведения деятельности предприятия, как во время проведения проверки, так и после нее.

 

  1. Пенсионный фонд Украины

Проведение проверок территориальными органами Пенсионного фонда во многом регулируется вышеупомянутым Законом № 877. Главный предмет проверки данного государственного органа  – правильность начисления и уплаты субъектом хозяйствования страховых взносов на общеобязательное пенсионное страхование и единого взноса на общеобязательное социальное страхование. Напоминаем, что проверяющие обязаны осуществлять свои действия исключительно в рамках тех вопросов, которые указаны в направлении на проверку.

Как уже было сказано выше, периодичность проверок зависит от степени риска от ведения предприятием его деятельности. Критерии для определения степени риска утверждены соответствующим постановлением Кабмина и касаются страховых взносов, изменений сведений касаемо лиц, которые подлежат общеобязательному государственному страхованию и соблюдения законодательства об общеобязательном государственном страховании.

По результатам проверки составляется акт, один экземпляр которого вручается предпринимателю, в отношении которого осуществлялась проверка. Если же проверяющие все-таки выявят нарушения по уплате страховых взносов, то вместе с таким актом вручается еще и требование по уплате доначисленных Фондом обязательств, а также (в некоторых случаях) предписание по устранению нарушений.

 

  1. Государственная архитектурно-строительная инспекция

На сегодняшний день проверки ГАСИ в Украине регулируются соответствующими порядками проведения контроля и надзора, которые утверждены постановлениями Кабинета Министров.

Разница между двумя такими смежным понятиями как «контроль» и «надзор» в том, что органы ГАСИ осуществляют контроль непосредственно во время подготовительных и строительных работ, а надзор – функция ГАСИ по своеобразному наблюдению за уполномоченными органами, деятельность которых так или иначе связана с контролем за строительством. Таким образом, по отношению к субъектам хозяйствования Государственная архитектурно-строительная инспекция осуществляет меры контроля согласно соответствующему Порядку.

Предмет проверки – соблюдение законодательства Украины в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил. Проверки ГАСИ также могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые проверки проводятся согласно установленной периодичности в зависимости от степени риска. Критерии для определения степени риска утверждены Кабинетом Министров.

Полномочия инспекторов ГАСИ достаточно широки. Так, по результатам проверки, помимо акта, проверяющие имеют право составлять протоколы о правонарушениях, налагать штрафы, вручать предписания, запрещать эксплуатацию определенных, уже построенных объектов. Срок проведения проверки равен 10 рабочим дням и помощь юриста в течении этого времени будет надежной гарантией соблюдения всех действующих норм законодательства, а самое главное – ваших личных прав и интересов.

Специалисты АК «Борисенко и партнеры» имеют положительный опыт в сопровождении проверок Государственной архитектурно-строительной инспекции как в Днепре, так и других городах Украины. Вопросы градостроительства хоть и отличаются высокой сложностью, однако юристы и адвокаты нашей компании отлично ориентируются в порядке проведения контроля органами ГАСИ и «в теме» последних изменений законодательства в части государственных строительных норм.

 

  1. Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей

Работа данного государственного органа затрагивает немало отраслей экономики. Так, Держпродспоживслужба (далее – ДПСС) осуществляет контроль в сфере качества пищевой продукции, защиты растений, за соблюдением норм санитарного законодательства, за соблюдением требований относительно формирования, установления и применения государственных регулируемых цен, также осуществляет ветеринарно-санитарный контроль и надзор, и с чем чаще всего сталкивается бизнес – контролирует соблюдение прав потребителей.

Принимая во внимание множественность сфер контроля инспекторов данного органа, вполне закономерна та обширная правовая база, которой регулируется вся их деятельности. Так, критерии рисков для определения периодичности плановых проверок устанавливаются двадцатью (!) соответствующими законами в зависимости от объекта проверки.

Что касается внеплановых проверок, то данный орган имеет своеобразный «карт-бланш». Ведь одна жалоба от недовольного покупателя в ДПСС, и визит проверяющих становится очень вероятным событием. Также отмечаем, что внеплановая проверка, к примеру, инспекции по труду, должна быть согласована непосредственно с центральным органом – Гоструда Украины. В свою очередь, территориальный орган ДПСС, получив жалобу от потребителя, полномочен провести внеплановую проверку субъекта хозяйствования без каких-либо согласований.

Поэтому мы рекомендуем не пренебрегать помощью юриста не только во взаимоотношениях с бизнес-партнерами, но и в отношениях с потребителями. Обычно гораздо выгоднее воспользоваться юридическими услугами по вопросам той же реализации продукции (ведь регулирующих норм не счесть), чем после проверки ДПСС выплачивать немаленький штраф, и что еще более болезненно – получить удар по репутации.

Непосредственное сопровождение проверки – та юридическая услуга, которая отличается своим превентивным характером. Случаются и такие абсурдные ситуации, когда из-за растерянности сотрудников во время проверки, проверяющие «магическим» образом «находят» товар без соответствующей  этикетки с маркировкой, хотя этого товара до начала проверки в магазине не было. Но, видя ваш надежный «тыл», а именно грамотного юриста или адвоката, проверяющий не позволит себе лишних и, иногда, неправомерных действий.

 

  1. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям

 

Этот государственный орган – безусловный лидер по количеству проверок в год. Предметом проверки Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (или как принято сокращенно говорить ДСНС или просто «Пожарники») является соблюдение техногенной и пожарной безопасности во время ведения хозяйственной деятельности. План проверок ДСНС утверждается ежеквартально. Периодичность проверок ДСНС также зависит от степени риска деятельности субъекта хозяйствования и определяется согласно критериям, утвержденным соответствующим постановлением Кабмина. Основания для внеплановой проверки в целом установлены в Законе № 877.

Соблюдение пожарной безопасности – требование, которое относится ко всему бизнесу. В случае обнаружения каких-либо нарушений по месту ведения предпринимательской деятельности, проверяющий из ДСНС вместе с актом проведения проверки вручает также предписание по устранению таких нарушений.

Мы не говорим о злоупотреблении полномочиями со стороны проверяющих, но не исключаем возможные нарушения порядка проведения проверки – проведение проверки без присутствия уполномоченного представителя предприятия, несоблюдение сроков проверки, безосновательность внеплановой проверки и так далее.

 

АК «Борисенко и партнеры» оказывает широкий спектр юридических услуг для бизнеса в Днепре и других городах Украины. И сопровождение проверок – одна из наиболее востребованных практик. Специалисты нашей адвокатской компании готовы оказать профессиональную юридическую помощь в сопровождении проверки в Украине, от юридической консультации до непосредственного взаимодействия с контролирующими органами.

 

Сопровождение проверки адвокатами и юристами АК «Борисенко и партнеры» – важный элемент успешного ее прохождения и спокойной предпринимательской деятельности.