Блог

Проект закона «Об акционерных обществах» (2019)

По многочисленным просьбам читателей нашего блога ниже приводим полный текст комментария управляющего партнера АК «Борисенко и партнеры» для ИА «Интерфакс-Украина» на тему проекта закона «Об акционерных обществах» №2493 от 25.11.2019.

Почему действующий закон об акционерных обществах не идеален

Начать следует с того, что основная часть акционерных обществ, которые на сегодняшний день существуют в Украине, не являются акционерными обществами в том значении, в котором этот термин понимают на Западе. В первую очередь это касается не юридического, а экономического аспекта. Большинство наших АО образовалось благодаря корпоратизации государственных предприятий в 90-е годы, в результате которой контрольные пакеты попали заранее определенным людям, а остальная часть акций была распылена между сотрудниками предприятий. Поэтому в нашем случае типичный миноритарный акционер – это не сознательный и инициативный инвестор как в странах Запада, а человек, которому доля в уставном капитале акционерного общества досталась по сути случайно, и он не имеет ни желания, ни возможности принимать участие в управлении предприятием.

Первый закон «Об акционерных обществах» был принят в 2008 году, и он заметно усложнил жизнь бизнеса, поскольку чрезвычайно зарегулировал деятельность акционерных обществ и структуру их управления. Например, в начале 2010-х нашим клиентом был небольшой рыбхоз в Днепропетровской области, с общим количеством акционеров менее тридцати, из которых до трети были так называемыми «мертвыми душами», то есть умершими, чьи наследники не приняли наследство. Помимо мажоритарного, активно принимали участие в управлении обществом еще буквально пара акционеров. И этому рыбхозу необходимо было не только пройти процедуру превращения из закрытого акционерного общества в частное (процедура, состоящая из десятка этапов, в которых неспециалист просто не разберется), подавать регулярную и особую информацию в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, но и сформировать органы управления в виде наблюдательного совета, дирекции и ревизионной комиссии. Для формирования органов управления у этого акционерного общества банально не хватало людей.

Одноуровневая структура управления, электронное общее собрание и другие новшества

Проект нового закона об АО призван немного облегчить жизнь таким небольшим акционерным обществам. Положительным моментом я считаю возможность для общества выбрать одноуровневую структуру управления, в которой не будет такого органа как наблюдательный совет, его функции фактически будут возложены на совет директоров в лице «неисполнительных» директоров.

Что касается «электронного общего собрания», то это также весьма прогрессивный шаг. Но уверен, что акционерные общества с большим влиянием миноритарных акционеров будут применять этот механизм с осторожностью, поскольку социальные психологи давно доказали, что результаты электронного голосования могут существенно отличаться от результатов голосования на «классическом» общем собрании.

То, что проектом предлагается упразднить такой орган как ревизионная комиссия, я также считаю плюсом, поскольку в большинстве случаев личность ревизора в украинских акционерных обществах является либо формальной, либо зависимой от мажоритарных акционеров, а чаще всего все вместе. Значительно эффективнее эти функции может выполнять сторонняя аудиторская компания.

Законопроектом предлагается внести ряд важных изменений также и в другие законы. Например, на мой взгляд, очень интересным новшеством может стать возможность участникам ООО заключать корпоративные договоры с третьими лицами. Это, с одной стороны, делает корпоративные права еще более «ликвидным» товаром, с другой – открывает путь для невиданных ранее рейдерских схем.

Чисто как юриста меня очень радует то, что законопроектом предлагается исключить целые разделы из гражданского и хозяйственного кодексов, посвященные регулированию деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Когда есть специальные законы, такое двойное или даже тройное регулирование не дает ничего, кроме юридических коллизий.

Недостатки законопроекта можно будет увидеть позже, когда начнется его практическое применение. Из того, что очень смущает сейчас, так это большое количество опечаток и грамматических ошибок в тексте. Надеюсь, что в процессе доработки они будут исправлены.

Оставьте ответ